Leon Direct – философия бизнеса
Опубликовано в журнале "Лидер" №2, 2001 год
Лео Костылев, Понедельник 07 Март 2011 - 13:45:00

От Хельсинки до Петербурга всего 400 километров. По суше или по морю. Расстояние - по российским масштабам - ничтожное. И если бы не границы, то путешествие из Петербурга в Хельсинки длилось бы не более четырех часов. В любом случае, добираться из столицы Финляндии в Петербург быстрее, да и комфортнее, чем из столицы России. Не говоря уж о денежной стороне вопроса

Именно эта, географическая идея лежала в основе открытия бизнеса в России у предпринимателей или компаний Финляндии. И к концу 93 года на границе Финляндии и России выстроились очереди грузовиков.

Одним из линков, соединявших в те далекие в экономическом отношении годы, была фирма "Леон Директ", которая, помимо своей основной деятельности - импорта и экспорта презентационной продукции, занялась консультированием финских компании, желающих открыть русский бизнес без лишних сложностей. Клиентами "Леон Директа" стали фирмы-производители и поставщики самых разнообразных изделий - от бананов до обоев, разные по стилю деятельности, размерам капитала и степени вмешательства в международную экономическую деятельность. Услуги тоже были разнообразны: от помощи в приобретении и транспортировкe баржи из России в северную Финляндию до проведения мероприятий по открытию совместного российско-испанского предприятия по производству мороженого. Продукция и производители менялись со скоростью света - языки, темпераменты, законодательства, традиции, - все приходилось изучать с невероятной быстротой. И вскоре начинать все сначала. Предложения помочь найти каналы для сбыта в России подержанной бытовой техники и дать консультации по вопросу, в акции каких российских предприятий можно произвести наиболее выгодные и безопасные инвестиции, перемежались друг с другом и являлись наполнением будней компании. Время шло, российский рынок наполнялся и менялся вместе с этим.
Помогая другим осваивать новые экономические пространства, "Леон Директ" не забывал и o своих интересах. Это было, с одной стороны, и необходимостью. Имея собственный бизнес в стране, легче осуществлять маркетинг консультационной деятельности, как бы доказывая личным присутствием веру в состоятельность самого рынка и чистоту своих намерений.
Первым проектом "Леон Директа" в России была компания "Лео Лонглайф Истерн Экспорт". Фирма занималась продвижением на рынок СПб презентационной продукции, произведенной в Финляндии, в частности, шариковых ручек Leo, настенных календарей и ежедневников Ajastо, ремней и подтяжек Inka, светоотражателей Talmu, кожаных изделий фирмы Koho-myynti и т.д. В 94 году "Леон Директ" выпустил каталог этих и других изделий и предложил их к распространению на российском рынке силами компаний, уже действовавших к этому моменту на нем. Каталог явился действительно первым собранием презентационной продукции на российском рынке, вопреки упорным заявлениям авторов появившегося в 98 году другого каталога и вслед за ними эхом отозвавшегося "Петербургского рекламиста", тупо списавшего с вводной статьи ложные утверждения, даже не удосужившись проверить их (что, кстати, не может не влиять на репутацию самого издания). Несмотря на длинное неуклюжее иностранное название, фирма быстро нашла своих заказчиков, и обороты в первый же год деятельности превысили ожидания учредителей. Однако тактика, выбранная компанией, оказалась преждевременной, опережающей время и рынок. В компании возникли противоречия, вызванные диссонансом между тем, от какой деятельности фирма получала средства к существованию, и основной идеей ее создания. Каталог был создан с расчетом на дилеров, которые, в свою очередь, могли бы предлагать нашу продукцию от своего имени, получая комиссионные от реализации. Но, кроме "Файндера", работу с которым действительно можно было считать настоящим бизнесом, заказы от т.н. дилеров носили случайный характер. Следуя основной идее, "Лео-Лонглайф" имел небольшой офис и в нем п есть-восемь человек. Осознав свое тяжелое положение и отчасти в доказательство своим партнерам, утверждавшим, что продукция "неходовая и дорогая", фирма в 95 году резко расширила свой состав, что позволило ей начать продажи конечному потребителю презентационной продукции. К концу года численность работников составила почти 30 человек. Возникла необходимость в образовании собственного печатного производства.

Обороты фирмы возросли, однако отход от первоначальной идеи повлиял на отношения с основными поставщиками продукции из Финляндии, которые жаждали завоевать весь российский рынок быстро и сразу, не желая понимать, что изменение тактики - мера вынужденная и вызвана состоянием рынка, а не волей предпринимателя. Разрыв договорных отношений с одним из крупнейших поставщиков Лео-Лонглайф в начале 96 года привел учредителей Леон Директа к открытию новой коммерческой структуры на территории СПб - фирмы "ФиннДизайн", действующей и по сей день, успешно претворяя в жизнь то, что было начато еще в ЛЛ. В нынешней редакции названия, связанной с новой рекламной политикой фирмы ("Остров Сокровищ - ФиннДизайн"), фирма продолжает традиции и действует по выработанным в 1995 году схемам, отличаясь лишь своим местом в информационных и телефонных справочниках, уйдя с места между "Файндером" и "Эльгой" и заняв конкурентно более выгодное место на "О". "ФиннДизайн" сегодня - мощная организация, занимающая более 500 кв. м площадей и имеющая в своих коммерческих и производственных отделах более 30 работников. Пережив кризис 1998-го и укрепившись после него, компания способна выполнять практически любые задачи, уверенно чувствуя себя на рынке. По мнению сил, действующих в отрасли рекламы, "ФиннДизайн" является устойчивым брэндом на российском рынке.

События августа 1998 года привели учредителей "Леон Директа" к мысли о том, что лишь немногие фирмы отрасли переживут финансовую зиму, к счастью, первую и пока единственную в истории новой России. Осознавая также, что ситуация августа 98-го неизбежно повторится, потому что подобные явления закономерны при рыночной системе хозяйствования, "Леон Директ" решил создать структуру, способную смягчить удары кризисов для сил, действующих в отрасли. Попутно, в "жирные" годы, такая структура могла бы содействовать расширению базы заказчиков презентационной продукции, обучать представителей фирм, действующих в отрасли и через это популяризировать продукцию, являться звеном, помогающим решать задачи, непосильные фирмам в одиночку. А также бороться за чистоту конкуренции и установление более грамотных рыночных отношений. Способов для достижения этих целей существует немало, и, по мнению, руководства "Леон Директа", какая-то часть из них вполне осуществима силами такой структуры. Это и членство в созданной структуре, и организация выставки, и содержание обширного сервера в Интернете, и консультации и семинары на темы, интересующие представителей отрасли. Услуги МАПП, а именно такое название получила эта организация, предоставляет как своим действительным членам, так и "сочувствующим", однако последним не бесплатно.

С начала этого года руководство "Леон Директа" решило вернуться к первоначальной идее своего появления на российском рынке - идее создания сети дилерских продаж презентационной продукции, сначала на территории СПб, а затем и в общероссийских масштабах. Мы увидели, что с 93 года, когда "Леон Директ" пытался в первый раз заняться подобной деятельностью, утекло много воды, и если тогда мы были первыми или (чтобы не обидеть никого) одними из первых, то теперь мы ставим себя в роль догоняющих. Подобные сети существуют и действуют, и одна из них, появившаяся во время кризиса, по нашим оценкам, весьма успешно. Именно их позитивный опыт такой деятельности и дал нам смелость возобновить давно забытую идею. Однако наши надежды на успех связаны не с тем преимущественным или эксклюзивным положением на рынке, что достаточно характерно для истории успеха российских бизнесов девяностых годов, а с тем опытом и профессионализмом, который есть у нас. Имея же возле себя раньше проснувшихся конкурентов, мы получаем дополнительную выгоду от анализа и заблаговременного избежания их ошибок. Наши сильные стороны - это знание рынка, выстроенная инфраструктура, безупречная репутация среди партнеров, личные связи с производителями от Финляндии до Америки и Тайваня, членство в международных ассоциациях производителей и дистрибьюторов презентационной продукции, а также самые профессиональные кадры в отрасли. Имея собственные структуры, торгующие презентационной продукцией с конечным потребителем в двух странах - России и Финляндии, мы контролируем не только положение на оптовом рынке продаж, но знаем все возможные проблемы, с которыми может столкнуться наш дилер. Изделия, предлагаемые дилерам, тестируются сначала в собственных структурах, и поэтому случайных изделий тут нет. Так же обстоят дела с вопросом о ценах. Объединение логистики всех российских структур "Леон Директа" дает в результате снижение затрат на доставку и хранение даже небольших партий груза, наличие собственного печатного производства с набором современного оборудования для практически всех возможных видов нанесения позволяет снизить себестоимость и ускорить сроки поставки продукции, а долговременные деловые отношения с производителями презентационной продукции - получить наиболее выгодные условия поставки товаров.

Как было принято говорить на съездах КПСС, "мы с уверенностью смотрим в будущее", только будущее "Леон Директ" видит совсем иначe, чем руководители бывшей эксклюзивной и уникальной партии.



эти данные от Журнал "Лидер МАПП"
( http://leader.iapp.ru/e107_plugins/content/content.php?content.39 )