ГОД ГОДУ НЕ БРАТ
Опубликовано в №16 2010 год
Лео Костылев, Вторник 22 Февраль 2011 - 15:23:34

Каждый год Президент России объявляет годом, посвященным чему-либо или кому-либо важному. Пару лет назад, например, год был «Годом русского языка в мире». Почему «в мире», долго думал я, и пришёл к выводу, что, скорее всего, под проекты года будут выводиться очередные деньги из России. Внутри же страны весь «Год русского языка» ограничился проведением какой-то конференции, да пару слишком ретивых провинциальных чиновников устроили своим подчинённым тест на знание русского языка, которого и сами не знают. А Россия так и продолжает жить, не обращая внимания на грамматику родного языка и путая синтаксис с Siemens’ом.

Нынешний год тоже удостоился внимания Президента и был назван им «Годом учителя». Вот уж поистине, кто нуждается во внимании со стороны властей и народа, это российский учитель! Но не слышно пока никаких умопомрачительных новостей в этой сфере и, думаю, не будет слышно до успешного окончания их года. Ну, может, деньжат подкинут воспитателям будущего поколения России, на этом и ограничится «барское» внимание к проблемам российских учителей. Уж точно в День учителя парада на Красной площади не будет! И даже сам Президент Эстонии вряд ли посетит в этот день Москву, как, например, в день празднования 9-го Мая.

О своих учителях мне написать практически нечего. Я был безобразным учеником, и отношение было соответствующим. Лишь получив учительское образование, я понял, что нет плохих учеников, есть бездарные учителя. И всё же, я благодарен своим учителям. Во-первых, за то, что они не смогли выучить меня тому, что предполагала их тогдашняя программа обучения, а во-вторых, за то, что, несмотря на мои выкрутасы, они дали мне возможность закончить школу.
Тем не менее, судьба столкнула меня в самом начале моей жизни с действительно настоящими, что называется, учителями от Бога. Сёстры Караваевы, Вера Алексеевна и Екатерина Алексеевна, были ровесницами двадцатого века, чем и объясняется, отчасти, что я не имел счастья быть их учеником. Мне было шесть, когда отец привёл меня к ним домой, на улицу Мончегорскую, в маленькую и, что было большой редкостью для Петроградской стороны Ленинграда того времени, отдельную квартирку. Дамам было уже хорошо за шестьдесят, но они устраивали приёмы, одевались опрятно и не брезговали косметикой и украшениями. Особенно более стройная Екатерина Алексеевна, которая отработала всю жизнь в родном городе учительницей языков. Её сестра – Вера Алексеевна - была более полной, со светлой кудрявой причёской, и занимала должность директора школы до выхода на пенсию. Компания у них собиралась под стать самим старушкам - они были последними выпускницами Смольного института. За столом говорили по-французски, и, конечно же, много спорили о педагогике и методике преподавания. Их гости, такие же пожилые дамы и господа, получившие хорошее образование ещё тогда, когда это было возможно в России, и прилагавшие свои знания и таланты не ради зарплат и подачек, но в качестве служения Отечеству, какими бы горькими пилюлями оно ни кормило их в ответ, пили мало, и разговоры, поэтому, не скатывались на скабрезности и слезливую сентиментальность. Несмотря на гигантскую разницу в возрасте, мне было легко общаться с этими людьми, и очень скоро я стал приходить к ним один, изобретая для этого то тот, то другой повод. А потом, когда я начал изучать английский, Екатерина Алексеевна помогала мне его осваивать.
Я не был учеником Веры Алексеевны и Екатерины Алексеевны Караваевых, но знаю, что те, кому посчастливилось быть ими или работать с ними или под их руководством, не скажут о своих учителях того, что я написал в начале этой статьи о своих. Они были настоящими учителями, которые, к сожалению, вымерли в России как мамонты в ледниковый период.

Зачем я всё это писал? Десятки тысяч таких же как сёстры Караваевы россиян прожили свои жизни так, что мы, их потомки, могли бы и должны равняться на них, и гордиться тем, что мы – их соплеменники. Но почему-то именно эти люди никогда не попадают в герои не только книг и монографий, но даже маленьких упоминаний в энциклопедиях. Они жили, воспитывали целые поколения, но сами остались незамеченными, не отблагодарёнными. И когда же, как не в «Год учителя», вспомнить о них, обо всех тех, кто учил не за страх, а за совесть, и которых так не хватает современной российской школе.


эти данные от Журнал "Лидер МАПП"
( http://leader.iapp.ru/e107_plugins/content/content.php?content.24 )