РОССИЯ ХХI ВЕК. ЧАСТЬ IV. ПРОСВЕЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА

«…для поэта молчать значит трудиться».
Астольф де Кюстин «Россия в 1839 году»

«Образование: внедрение безразличным
непонятного некомпетентными».
Джон Мейнард Кейнс

«Мудрость он соединял с простотой,
культура же сложна.
И поистине, все великое просто».
Николай Бердяев


НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
При вступлении в должность министра народного просвещения в 1833 году граф Сергей Семенович Уваров провозгласил «Православие. Самодержавие. Народность» основными принципами, которым должно следовать образование России. К этим принципам, как и ко всему остальному, чем занимался граф Уваров на посту министра, можно относиться по-разному, однако, некоторые важные детали для темы данного исследования я хотел бы подчеркнуть. Граф был в высочайшей степени образованным человеком. К моменту вступления в должность он успел приобрести репутацию «одного из самых острых умов, существующих в учёном мире», обладал почётным членством многих европейских научных сообществ, возглавлял с 1818 года Императорскую Академию Наук, успел отличиться как на дипломатическом поприще, так и на ниве просвещения в качестве руководителя Петербургского учебного округа. Вступая в должность, он обнародовал доклад «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» ,в котором, помимо процитированного выше принципа, изложил мысли, ставшие на долгие годы основой образовательного процесса в России. Во второй половине XIX века Россия пережила невиданный культурный подъём, российскими писателями созданы произведения, на высоту которых до сих пор не смогли подняться ни российские, ни зарубежные деятели культуры. Но вряд ли кто-либо сегодня задумывается над тем, какова роль и заслуга в этом системы просвещения. За последние сто лет ни один министр просвещения в России не мог бы похвастаться ни соответствующим личным образовательным и интеллектуальным уровнем, ни поколениями воспитанных талантов. И если в советские годы на посту оказывался, по крайней мере, человек, который хоть как-то разбирался в управляемом им предмете, то при нынешней власти министром может быть назначен абсолютно любой гражданин России. Такой, на сегодняшний день, и управляет российским образованием.
Читать дальше