Свободу Юрию Деточкину!

Стало хорошей традицией в последнем выпуске года подводить его итоги. Уходящий год для бизнес-сувенирного рынка России не оказался самым успешным, хотя и не стал он, вероятно, самым плохим. Когда в стране – экономический кризис, вряд ли отдельные отрасли могут похвастаться большими успехами.

Разве что некоторые компании, чьи коммерческие успехи во времена нестабильности объясняются, прежде всего, неудачами их коллег и конкурентов. Природа стремится к равновесию, поэтому, когда на одном конце климатической зоны происходит потоп, то на другом – обязательно засуха.

В общем экономическом положении России в этом году не произошло каких-то значительных перемен. Радует низкий процент инфляции, который, естественно, несколько стимулировал экономическую активность, не ставшую пока экономическим ростом. Вероятно, если бы инфляция оставалась на уровне прежних лет, хозяйство России просто рухнуло бы. Радостно, что хотя бы это понимают российские власти. Низкий уровень инфляции позитивно влияет и на стоимость банковских кредитов, что тоже помогает экономике выжить. В остальном же экономическая политика продолжает оставаться весьма противоречивой.

Ощущается резкий дефицит трезвой экономической мысли во властных структурах, что неудивительно, учитывая, что большинство политической элиты России – по образованию или прежней карьере военные. Посему «борьбу с экономическим кризисом» они воспринимают в первую очередь по самому знакомому слову – «борьба». И, соответственно, меры экономической политики кристаллизуются именно вокруг нее. В данном случае это борьба с коррупцией, ставшая очень заметной в этом году. Несколько лет назад в работе «Россия. XXI век» я уже писал, что коррупция может быть преодолена в течение одного года. В общих чертах, конечно. С ней совсем не нужно бороться, необходимо просто модернизировать процессы управления в точках возникновения коррупционной составляющей. Простой пример: установка электронных средств слежения за скоростным режимом на автотрассах и технологическая возможность штрафовать нарушителей, посылая им квитанции по почте, практически уничтожили коррупцию на дорогах. Подобные решения существуют для любой сферы деятельности.

Однако еще более важным в данной связи я считаю то, что коррупция и вообще-то не так страшна для экономики, как это представляют гражданам власти России. Как и следует из самого значения этого слова, она скорее разлагает общество, нежели препятствует экономическому росту и процветанию. Живыми примерами стран с высоким уровнем коррупции и одновременно высоким уровнем жизни являются, например, Италия и Китай.

Куда большее зло для экономики страны представляет воровство, активной борьбы с которым как раз не ведется, отчасти потому, что тогда пришлось бы бороться, в первую очередь, с самими собой. Выведенные из экономики в частные руки миллионы и миллиарды – вот настоящий демон российской хозяйственной жизни. Нашей сферы бизнеса это касается отнюдь не в меньшей степени, чем любой другой. Ставшие привычными и обыденными «откаты» как раз и являются тем злом, которое необходимо преодолевать любой ценой. «Откаты» – это вовсе не часть коррупции, ведь взятки, как правило, платят своими деньгами за получение какой-либо услуги взамен. «Откаты» же оплачиваются деньгами фирмы-покупателя товара или услуги путем намеренного завышения закупочной цены по сговору представителей покупателя и продавца. Что и может быть квалифицировано только как кража.

Не стоит утешать себя тем, что в России воровали всегда, ибо российское общество никогда и не было в полном смысле этого слова развитым и цивилизованным. Воровали-то, может быть, и всегда, да вот только далеко не все! А российское общество так и останется, извините за грубость выражения, недоразвитым, пока ВСЕ его члены не дорастут до такого уровня собственного самосознания, когда воровать деньги у своего работодателя или клиента станет просто стыдно. И решается этот вопрос только так. Никакими драконовскими законами или невероятными сроками наказания его решить не получится, ибо стяжательство, как и жадность, – это болезненные вредные привычки, вызывающие зависимость не меньше табака, алкоголя и наркотиков, и которые могут быть преодолены только лечением. В течение истории человечества для воров каких только наказаний не изобретали: и рубили им руки, и рвали ноздри, и просто гуманно расстреливали, однако явление это так и не преодолено там, где развитие общества недостаточно.

И уже давно пора понять, что есть вещи, не требующие борьбы, а есть и такие, которым борьба противопоказана. И вот, например, развитие общества происходит как раз не через столкновение противоречий или борьбу (думаю, что этой мыслью не порадую основоположников марксизма-энгельсизма), а через само-осознание путем личного переживания. Другими словами, человек делается лучше не в силу того, что быть плохим становится почему-либо опасно, но в силу внутренней потребности к совершенствованию (вот тут и Дарвин бы расстроился). Но. Потребность к самосовершенствованию возникает, как правило, только у свободного человека (исключение – японцы, для которых это со времен древности составляет смысл жизни), то есть у индивидуума с не угнетенной волей. Угнетенный человек, как правило, мечтает встать на место своего угнетателя, тогда как человек свободный может осознавать свою свободу только через уважение свободы другого человека.

К сожалению, в России общество пока далеко от осознания свободы личности как жизненно необходимой ценности, хотя путей, ведущих к этому, достаточно много, и далеко не все из них требуют политических изменений. Один из таких путей – возрождение, воспитание и пропаганда производственного предпринимательства. По моему личному мнению, именно мелкий производственный предприниматель, неважно, в городе или в деревне, является не только возможной основой будущего более справедливого общества, но и вообще тем самым «прогрессивным и передовым классом», который Карл Маркс увидел ошибочно в пролетариате.

МАПП как общественная организация тоже старается внести свой вклад в самое важное для России дело повышения благосостояния и уровня жизни народа. Организованная нами три года назад Премия «Держава мастеров» для отечественных производителей рекламно-сувенирной и подарочной продукции набирает обороты, и уже стала значительным событием в отрасли. Отрадно отметить, что с каждым годом не только становится больше соискателей «Премии» и представленных на конкурс изделий, но и количество спонсоров и партнеров также растет. А это явный признак того, что мы идем правильным путем. Премии МАПП «Держава мастеров» посвящено много места в наших журналах, поэтому ознакомиться более подробно с этим проектом можно, полистав, в том числе, и этот выпуск.

Несмотря на то, что печатные издания в последние годы испытывают большие трудности не только в России, но и вообще во всем мире, наши журналы в уходящем году выходили в прежнем формате, чем мы очень гордимся. Наступление Интернета на обоих фронтах печатных медиа – информационном и рекламном – я лично считаю явлением временным. Увлеченные не совсем правдивой статистикой, дешевизной и иллюзорной возможностью более точного достижения сегментных групп, рекламодатели слишком легкомысленно, на мой взгляд, перевели рекламные бюджеты на сетевые ресурсы. Технологии сетевой рекламы разрабатываются программистами, а не специалистами по маркетингу, что приводит к серьезным перегибам в интернет-рекламе.

Недовольные потребители теряют лояльность к производителям оборудования для просмотра интернет-ресурсов, поэтому те же программисты, которые создают технологии распространения рекламных сообщений в сети, вынуждены создавать и программы, блокирующие рекламные сообщения на устройствах пользователей. Такое отношение к своим клиентам в печатных медиа сложно представить, поэтому, полагаю, рекламодатели быстро разберутся, «работает» ли их реклама в сети или нет, хоть и стоит недорого. Мы же продолжим издание единственных отраслевых журналов «Профессионал» и «Лидер», которым в наступающем году исполнится 15 и 10 лет соответственно.

МАПП готовит в наступающем году новые интересные проекты, так что мне остается лишь пожелать всем читателям, корреспондентам и критикам журнала счастливого Нового года и удачи в их начинаниях в 2017 году!

Лео Костылев, Президент МАПП