РОССИЯ ВПЕРЁД!

Россия мало что производит, но и это малое совсем не пользуется доверием местных потребителей. В чём здесь причина? В устаревших психологических стереотипах? Отчасти. В устаревших производственных отношениях? Тоже, может быть. В наплевательском отношении государства к своим предпринимателям и производителям? И это тоже, к сожалению, правда. И если раньше у власти просто не было времени заниматься этим вопросом, то теперь появилась хорошая отговорка - их интересует лишь модернизация, инновационные производства, а остальных хоть бы и не было вообще!
Однако, нужно любить отечественных производителей, особенно такой жертвенной в случае российском любовью. Для тех, кто подзабыл, напомню страницы истории. В конце XIX-го века резко возросла роль США в мировой экономике. Страна динамично развивалась и смогла выйти на мировой рынок с предложением, от которого никто в Европе не cмог отказаться. По крайней мере, низкие цены оставили местных конкурентов далеко позади. Экспансия в Европу американских дешёвых товаров спровоцировала экономический кризис в начале XX-го века, и явилась одной из веских причин противоречий между европейскими державами, которые в итоге привели к I мировой войне. Американцы предлагали свои товары в таких количествах и по таким ценам, что европейские государства шли на нарушения обязательств по экспортным контрактам, что неминуемо и ожидаемо приводило к напряжённости отношений внутри Европы.


Естественно, европейские производители отреагировали на появление дешёвых американских товаров оголтелой кампанией по их дискредитации. Аргументы звучат и сегодня до боли знакомо: низкое качество, грабительски низкая стоимость труда и даже использование рабского труда. Тем не менее, то, чем стала экономика США сегодня, оплачено европейскими валютами, в том числе и российскими рублями. Америка, тем не менее, никогда не забывала и о собственных потребителях, поэтому лояльность к отечественному производителю, с одной стороны, всячески пропагандируется и поддерживается государством, а с другой, стала неотъемлемой частью американского патриотизма.
После окончания II мировой войны в экономический отрыв пошла Япония. И опять в Европе возникли те же кампании против японских товаров… Низкое качество, дешёвая рабочая сила, тяжёлые условия труда снова стали главными аргументами. Дешёвые магнитофоны "Sony" сравнивали с качественными и дорогими "Grundig":ами, и конечно же, не в пользу первых. Японские машины в Европе ещё до середины 90-х называли "рисовыми банками", хотя рис, насколько я знаю, не продаётся и не хранится в банках, что лишь свидетельствует о том, что термин появился раньше экспорта из Японии. Затем был Гонконг, потом Китай, Корея, Индия.
С появлением каждого следующего экономического "чуда" в Европе начинается бешеная кампания по очернению дешёвых товаров из этого региона, хотя сегодня, когда в Европе уже почти не осталось собственного производства, они потеряли всякий практический смысл. И всё же, в каждой стране в первую очередь ценятся те изделия, которые в ней же и произведены. Даже китайцы, прекрасно знающие все недостатки своих производств, предпочитают отечественные товары импортным. Мировые производители мобильных телефонов долгие годы вкладывают огромные деньги в китайский рынок, пытаясь занять там хоть какие-либо позиции, но китайцы упорно покупают телефоны отечественных марок, хотя, в большинстве своём, и скопированные с моделей тех же крупных производителей. В чём последние, конечно же, сами виноваты, ибо размещают свои производства в Китае в целях экономии и под давлением конкуренции.
В нашей отрасли обсуждаются многие вопросы, как то: сертификация и стандартизация товаров и услуг, разнообразные модели консолидации, создание единой ассоциации и т.п. Но все они, с моей точки зрения, являются второстепенными. Ни один из проектов не продвинет нашу отрасль далеко вперёд, пока не будет решен основной вопрос - нормализация ментального климата. По-видимому, наивно предполагать, что такая глобальная задача может быть решена в рамках одной хозяйственной отрасли или даже одного субъекта федерации. Тем не менее, я предлагаю простой и в то же время единственный способ движения к этой цели. Если каждый субъект нашей отрасли начнёт с себя (более чего, всё равно, никто из нас сделать не в силах), то таким образом будет положено доброе начало.
Поясню, в чём вижу основную, так сказать, психзадержку, негативно влияющую не только на развитие нашей отрасли, но и в глобальном аспекте, на все сферы жизни. Каждый народ гордится товарами, выпущенными в его стране, и считает частью своего гражданского долга выбирать отечественных производителей. Невзирая на такие больные вопросы как цена и качество. Чем еще гражданин страны может так легко доказать свою лояльность (не хочу употреблять слово "любовь", ибо мотив всё же коммерческий) к Родине, как не поддержкой собственного производителя? Помогать производителю, чтобы он совершенствовался. Поставить задачей выбирать отечественное, где только возможно. Вот так! Не шарфом махать и орать «Россия вперёд»! А тихо и незаметно двигать её, родимую, вперёд. Шаг за шагом.