PAPERWORLD 2013

Несмотря на всеобщую европейскую экономическую апатию, некоторые явления настолько крепко укоренились в сознании людей, что поколебать их не могут даже бури кризиса. Одним из таких неколебимых символов является закончившаяся 29-го января во Франкфурте выставка «Paperworld 2013». Отделившаяся в независимый проект от выставки «Premiere» в уже далеком теперь 1996-м году, «Paperworld» по праву превратилась в одно из самых значительных событий канцелярского года Европы. Выставочный комплекс Франкфурта, прекрасно приспособленный для проведения таких масштабных мероприятий, и в этом году предоставил все условия, как для экспонентов, так и для посетителей. А таких оказалось немало. Окончательные цифры этого года пока не опубликованы, однако, традиционно выставка собирает до 50 тысяч гостей практически со всего мира, хотя, конечно, подавляющая их часть является жителями Европы, и предоставляет свои площади почти для двух тысяч экспонентов.

Канцелярский бизнес – серьёзная и большая отрасль деятельности, в которой крутятся немалые деньги, поэтому и выставочный проект «Paperworld», местом официального рождения был далёкий Гонконг, а местом наибольших успехов - домашний Франкфурт, к сегодняшнему дню разросся до мировых масштабов. При непосредственном содействии гонконгской канцелярской выставки в 2001 году открылась и проводится с тех пор ежегодно выставка «Paperworld Шанхай». С 2011 года действуют также выставки в Дубае и Москве. И если две последних являются сравнительно новыми проектами организаторов, и, следовательно, не в состоянии собрать такой аудитории, как их старшие собратья, то, по крайней мере, направления приложения усилий кажутся правильными. В отличие от стагнирующей Западной и Северной Европы и явно кризисной её южной части, Китай, Россия и Эмираты отличаются позитивным экономическим трендом. И если к этим странам добавить Турцию и Польшу, то мы получим, пожалуй, полный список лидеров экономического роста в мире. И хотя на российской выставке прошлого года было зафиксировано всего около 200 экспонентов и не более двух тысяч посетителей, организаторам конкурирующих и более популярных на сегодняшний день московских канцелярских выставок следует всерьёз отнестись к появлению немецкого бренда в России.
Выставка «Paperworld Франкфурт» хороша, на ней царит деловая (если не сказать, суховатая) атмосфера, и, как это и принято на мероприятиях такого масштаба, работники стендов загружены по полной программе. Несколько непривычно для бывалого посетителя выставок смотрятся конструкции стендов этого шоу. Если для большинства других подобных мероприятий характерна открытость, и некоторый презентационный перехлёст допустим и даже поощряется, то здесь стенды во многих случаях напоминают больше крепости или, по крайней мере, лабиринты. Никаких привычных раздач каталогов и почти принудительных дополнений в виде образцов продукции здесь не увидишь и в помине! Совсем наоборот. Чем больше стенд и чем известнее компания-экспонент, тем труднее добиться получения хоть какой-либо информации об их изделиях и услугах. К сожалению, такой стиль является почти обязательным и необходимым. Дело в том, что каждый производитель не без причин опасается за то, что новинки их изделий или технологий попадут в руки тех, кто занимается копированием брендовых товаров. Борьба с копиями или, как их называют в России, контрафактными изделиями, ведётся здесь не на шутку. К сожалению, методы этой борьбы не всегда благообразны и не совсем радуют глаз посетителей выставки. Не только описанные выше замкнутость и даже подозрительность на стендах европейских производителей мешают, на мой взгляд, нормальной работе выставки, но, и, в особенности, присутствие невероятного количества представителей немецкой таможенной службы, одетых в униформу и экипированных личным огнестрельным оружием. Казалось бы, вооружённые люди и канцелярские товары так мало вяжутся друг с другом, но, тем не менее, целые толпы мужчин и женщин в зелёном, обходят стенд за стендом в павильонах, где свои (а иногда и не только свои) изделия представляют компании из Юго-Восточной Азии. Поэтому атмосфера, царящая на этих стендах, особенно в первые два дня проведения выставки, совсем не располагает к конструктивной работе. Мне удалось сделать лишь пару неудачных фотографий работы таможенной службы прежде, чем их юрист разъяснил мне, что съёмка действий таможни не разрешена. На свой вопрос: «Делает ли таможня что-либо незаконное, что их нельзя снимать?» - я ответа не получил. Но, как говорится в известном анекдоте, «осадок остался».
В Германии принято, что выставочные стенды, помимо основной задачи - достижения определенных маркетинговых целей, играют и другую, не менее важную, презентационную роль. Поэтому стенды больших компаний всегда будут неоправданно большими, отчего они подчас кажутся несколько пустоватыми. С учётом уже отмеченной выше специфики построения, залы европейских экспонентов выставки «Paperworld» вполне напоминают пейзаж средневековой Европы – везде высятся стены различных замков и их венчают гордые гербы (в данном случае, логотипы). Из статистических данных я узнал, что на выставке имеется один стенд финской компании, и, конечно же, решил, во что бы то ни стало, посетить его. Среди гигантских конструкций мне удалось отыскать вполне себе не маленький и в духе всего остального строительства стенд компании «erich krause», числившейся за Финляндией. Однако, никто из стендистов этой компании почему-то не смог разделить моей радости общения на «родном языке», так как ни один представитель её по-фински не говорил. Милая собеседница объяснила мне на английском, что происходит это лишь оттого, что компания «erich krause» является международной, имеет офисы в разных странах мира, и что она сама, например, из Москвы. Честно говоря, это было и так понятно. Но вот что остаётся непонятным для меня и до сих пор, так это зачем руководство этой «финской компании» избрало такую глупую и неостроумную легенду. «erich krause» - известная в России канцелярская компания. Когда я несколько лет анализировал импорт в Россию шариковых ручек, то обратил внимание, какое несметное количество этих изделий она ввозит в страну. Думаю, что и остальные канцелярские товары этого бренда везутся такими же большими количествами. Так зачем же большой и с виду солидной компании понадобилась такая дырявая ширма? В данных о компании указан номер мобильного телефона в Финляндии, что никак не может соответствовать статусу большой компании, а адрес электронной почты и подавно на «mail.ru». Если уж для каких-то целей необходимо быть финской компанией, то нужно чуть лучше подготовиться к этому, а если это не так и важно, то зачем вообще весь маскарад? Ведь такими действиями компания показывает своё пренебрежительное отношение к потенциальным заказчикам, считая их априори за не слишком умных.
«Paperworld» – это не только выставка, это целых четыре дня жизни немецкого города Франкфурт. Гостиницы и рестораны заполнены, такси снуют туда-сюда, и даже городской транспорт предоставлен в распоряжение посетителей и участников выставки. Но, тем не менее, хочу напоследок отметить, что в этом году не было той «толкучки», к которой привык в годы предыдущие, особенно до 2009-го. Очень мало слышалось испанской и французской речи, было гораздо меньше итальянцев, не говоря уже о греках. Коридоры выставочных павильонов временами казались пустыми, а после обеда выставка выглядела как раньше в последний час работы. Но вина в том не экспонентов или организаторов, а той нестабильной экономической ситуации, в которой живёт сегодня Европа. Будем надеяться, что год нынешний окажется более удачным для европейского бизнеса, и следующая выставка «Paperworld Франкфурт» соберёт опять рекордное количество посетителей в свои замечательные павильоны. До следующего января!