ЗАБЫТЫЕ ПРАЗДНИКИ.МАСЛЕНИЦА.ПАСХА

Опубликовано в №25 2012 год
Добавлено: четверг 21 февраля 2013
Добавил: Л.Костылев список авторов
категория Архив статей > Редакционные материалы
комментарии: 0

Весенние традиционные праздники меньше других подходят под тему нашего цикла статей, так как их трудно считать забытыми. По какой-то неведомой причине оба весенних праздника – Масленица и Пасха, несмотря на различия в их традиции, сохранились в наилучшем виде до наших дней, пройдя через тернии всех политических и идеологических систем. Поскольку оба эти праздника хорошо знакомы каждому, я не вижу смысла описывать их так же подробно, как делал это в отношении событий, хуже сохранившихся в истории. Однако и тот, и другой праздники с течением времени утратили некоторые свои черты, которые, как я полагаю, было бы неплохо восстановить. Тем более, это не будет настолько же трудным занятием, как реставрация традиций празднования, например, Рождества, которые отчасти утрачены или забыты, но ещё больше «похищены» другим, близким по времени, торжественным событием – Новым годом. Ведь ёлка, Дед Мороз и подарки, в отличие от ночного бдения, шампанского и фейерверков, все были атрибутами Рождества, а не встречи нового года.
МАСЛЕНИЦА
Недели между Крещением и Масленицей в народе называли Свадебными. Это было время сватовства, свадебных сговоров и самих свадеб. В некоторых местах России «свадебными» называли также недели с 1 сентября до 15 ноября. Как видим, свадьбы играли либо до начала, либо по окончании посевной. Как правило, «романы» возникали в деревенской России во время Святок. В эти дни никто не работал, каждый вечер то тут, то там устраивались посиделки, на которые зваными и незваными приходили ряженые, да и помимо них было принято весело проводить время: колядования, святочные игры и гадания также способствовали сближению молодых. Девки на выданьи, которые до Масленицы не нашли своего «суженого», считались неудачницами, хотя в родительском доме к ним относились благосклонно – зиму откормили, летом отработает!
Традиция празднования Масленицы восходит к далёким дохристианским временам. Первоначально Масленица была одним из четырёх праздников Солнца – днём весеннего равноденствия, когда зима поворачивала к лету. С приходом христианства сроки проведения Масленицы изменились. Сырная или мясопустная неделя стала последней перед началом Великого поста, и, соответственно, связана с днём празднования Пасхи.
Масленица не была самым большим праздником года, но уж точно самым весёлым. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной. В большинстве мест России празднование продолжалось 7-8 дней. Иностранный наблюдатель XVII века так описывал это время: «Во всю масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство (вероятно, кулачные бои), так, что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил время его на 8 дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней». Но не только тогдашний «нынешний», действовавший в XVII столетии, патриарх мечтал об уничтожении Масленицы. Первые печатные христианские источники повествуют нам о гонении на этот праздник уже в ХI веке, то есть, практически, сразу же после принятия Россией этой религии. Больше всего церковь возмущал обряд «ряжения», когда женщины переодевались в мужчин и наоборот, а на лица людей были надеты уродливые маски. Однако, не внешний вид ряженых был причиной возмущения деятелей церкви, но сама деятельность их. Представления и игры ряженых носили, зачастую, весьма эротический характер. «Ряженье в русской деревне считалось делом греховным и опасным, а маски – нечистыми, погаными, вредоносными» - пишет И. Шангина. Тем не менее, игры ряженых были, в определённом смысле, единственным источником сексуального воспитания девушек, подготовки их к будущей семейной жизни. Традиции некоторых игр дожили до наших дней. По крайней мере, ещё в конце прошлого века молодежь играла в «бутылочку», корни которой уходят вглубь веков и именно к действиям ряженых.
Никто не знает, насколько древней является традиция есть блины на Масленицу, однако, она намного старше христианства. Кто-то из исследователей предполагает , что большой масляный блин символизирует Солнце, и потому весьма уместен в день чествования этого светила. Однако, есть и другие мнения. Так или иначе, всю неделю принято не только печь и есть блины, но и угощать блинами родственников и друзей. Обязательным считалось накормить блинами тёщу и поесть блинов её собственного приготовления во время ответного визита. Блины, по-видимому, в силу простоты и доступности сырья для изготовления, лучше других традиций пережили и церковные гонения, и Советскую власть. Постройка гор для катания на санках, катание на тройках, а также строительство и защита снежных городков сохранились в меньшей степени, но тоже знакомы и современным жителям России. Совсем не сохранилась, к великому сожалению, традиция празднования «Прощеного воскресенья» в последний день Масленицы. «Прощения друг у друга просили родители и дети, муж и жена, близкие и дальние родственники, соседи. Из соседних деревень к отцу приезжали замужние дочери с детьми, собирались сыновья для прощения и прощания перед наступавшим постом. Уезжая вечером домой, они становились перед отцом и матерью на колени и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобою». Те же слова говорили родители взрослым детям Прощение заканчивалось низким поклоном и поцелуем» - читаем мы у И.Шангиной. Восстановление именно этой утраченной традиции кажется мне чрезвычайно важным для современной России. Темп сегодняшней жизни и задачи, которая она ставит перед нами, сделали нас поверхностными и равнодушными. Родственники отдаляются друг от друга, а соседи обычно даже не знают друг друга по имени. Как часто поссорившись из-за мелочей, даже близкие люди не находят повода для примирения и мучаются годами. А ведь жизнь стремительно бежит вперёд, и радости общения не вернуть! Возвращение праздника Прощеного воскресенья могло бы стать поводом для решения этой проблемы, ведь тогда никто не удивился бы, увидев в дверях своего дома брата, сына, отца или просто знакомого, с которым не поделил чего-то и уже сто раз успел об этом пожалеть! Само умение просить прощения уходит от нас. Сегодня примирения после ссоры, зачастую, не начинаются с просьбы о прощении, а сразу перескакивают на следующий этап, «заминая» выражение сожаления о произошедшем. Умение просить прощения, а ещё более того, прощать является одним из важнейших человеческих качеств, и нравственное воспитание без них невозможно. Наличие в календаре специального дня для тренировки этого качества поможет сделать нас лучше, а разве это не самая благородная цель любого праздника?
ПАСХА
Пасха – совсем другой праздник. С Масленицей их объединяет разве лишь то, что оба они испытали страшные гонения и оба выжили, несмотря ни на что. В Советские времена Пасхи не было в календарях, о ней не сообщалось в газетах или по телевидению, однако, все знали дату Пасхи и пекли куличи и красили яйца. По какой-то странной причине именно в это время на прилавках булочных появлялись хворост и пасхальные куличи. Дети и взрослые «стукались» крашеными яйцами, однако не христосовались и не произносили традиционных текстов: «Христос воскрес», «Воистину воскрес». Вместо положенных, народ изобрёл шуточный вариант: «Христос воскрес – слава КПСС». Оно и верно, славу коммунистической партии можно пропеть за то, что не смогла уничтожить Пасху, несмотря на все усилия. В ночь Крестного хода в два часа ночи по телевидению демонстрировались самые захватывающие фильмы. И это была единственная ночная программа телевидения в течение всего года! Тех, кто участвовал в Крестных ходах, переписывали сексоты КГБ, и затем сведения об этом рассылались по местам работы и учёбы. Но всё это, к счастью, не смогло заставить российских граждан забыть о празднике.
Пасха – праздник христианский, хотя сам он намного старше христианской церкви. Евреи отмечали в Пасху свой исход из Египта, а вместе с этим конец рабской зависимости, позаимствовав эту дату у ещё более древнего праздника кочевников-скотоводов. Случилось так, что Иисуса распяли в пасхальное время, и церковь превратила локальное торжество еврейского народа во всемирное событие божественного страдания и воскресения. Но даже внутри христианской церкви Пасху празднуют по-разному. Для православных Пасха – праздник светлый, радостный. Это день божественного воскресения. Для католиков и протестантов, наоборот, день печали о страданиях Христа. В протестантской Финляндии ещё десять лет назад в Пасху не работали рестораны, было не принято шумно веселиться, телевидение не показывало комедий и развлекательных программ. На Пасху не употребляют алкоголь, хотя, в отличие от России, где Пасха была до 1917-го года самым большим праздником года, и теперь снова претендует на роль главного торжества календаря, Страстная пятница – выходной день, так же как и понедельник, следующий непосредственно за днём Пасхи. В дореволюционной России пятница также была нерабочей, мало того, считалось кощунственным работать в день распятия Христа. Порой приходится слышать о поистине странных проектах православной церкви, но я ни разу не встречал информации о том, чтобы церковь пыталась восстановить статус Страстной пятницы как общего выходного дня.
Кроме куличей, пасхи и крашеных яиц, традиция Пасхи содержит массу мероприятий, о которых известно сегодня меньше. В некоторых местах России на Пасху было принято колядовать. Колядки и вообще пропали из русской жизни, но, по странному стечению обстоятельств, они «выплыли» в Финляндии как остатки карельской, тесно связанной с российской, культуры (карелы всегда были православными) и стали одним из любимых мероприятий пасхального времени. В современной Финляндии колядуют дети, и само действо происходит в Вербное воскресенье, то есть за неделю до Пасхи. Дети одеваются ведьмочками и с ветками вербы, украшенными разноцветными ленточками, ходят группками от дверей к дверям. В ответ на традиционный стишок и вручение ветки вербы, они получают различные сладости. Как хотелось бы возродить колядки и в России! На радость детям, для удовольствия стариков, но я понимаю, что домофоны, железные двери и закрытые на замки этажи жилых зданий вряд ли позволят сделать это легко. Спасаясь от преступности, россияне заперли себя в тюрьмах своих жилищ, и вход туда не менее сложен, чем на режимное предприятие.
В народе праздник Пасхи ассоциируется с обновлением, и это связано не только со смертью и воскресением Христа. Само пасхальное время – весна это время зарождения новой жизни, ухода холодов и наступления плодородного времени года. Поэтому, на Пасху принято делать генеральную уборку, шить или приобретать новую одежду. «В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех» - читаем у И.Шангиной. И, конечно, Пасха является временем окончания Великого поста, самого длительного и строгого из всех постов христианского года. Сегодня немногие соблюдают посты, даже те, которые считают себя православными и ходят в церковь. Однако, значение постов не только не ограничивается правилами поведения религиозного человека, но оно, с моей точки зрения, даже больше, чем значение самого христианства в целом. В современном мире, где доступность и разнообразие пищи перешли все границы, а проблема ожирения становится национальной во многих странах мира, ограничения в питании, а самое главное, установленные правила определённого рациона в течение всего года, способны оказать влияние, как на физическое, так и на духовное состояние общества. Всем известно, что мы едим слишком много мяса, и пост – самое простое решение этой проблемы. В то же время, мы слишком мало едим рыбы и овощей, что тоже решается постом. Но самое главное, пост поможет создать и укрепить в мозгу механизмы торможения наших желаний, ограничит наше безудержное «хочу», что скажется позитивно на всех областях общественной жизни. Поэтому, задачей православной церкви видится не столько возрождение и поддержание религиозных праздников, но, в первую очередь, возобновление всей традиции христианской жизни.
Два самых главных, самых торжественных и самых почитаемых в народе праздника года – Масленица и Пасха - приходятся на весну. И это не может быть случайностью. Весна – время возрождения и пробуждения, время очищения, время освобождения от старого и ожидание светлого нового. Время наступления оттепели и начало цветения. Всё это и раньше имело непреходящее значение для России, но сегодня имеет особую важность. Россия так нуждается в этом!

Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - [щелкните] здесь , чтобы зарегистрироваться