ЗАБЫТЫЕ ПРАЗДНИКИ.ОБЖИНКИ.БРАТЧИНЫ

Опубликовано в №22-23 2011 год
Добавлено: четверг 21 февраля 2013
Добавил: Л.Костылев список авторов
категория Архив статей > Редакционные материалы
комментарии: 0

Этой публикацией мы открываем в нашем журнале цикл статей, посвященных праздникам, которые когда-то отмечались в России, однако, со временем были по той или иной причине забыты. Многие из них, с нашей точки зрения, незаслуженно. Вот о них-то мы и поведём свой рассказ.

Праздники являются важнейшей составляющей жизни любого общества. По сути, именно по праздникам можно сделать выводы не только о современной политической и идеологической системе конкретного общества, но и об истории его развития, и, на основании этого, о перспективах на будущее. Праздник в дорыночную эпоху, можно сказать, и был самой жизнью, или, по крайней мере, той разделительной чертой, по разные стороны которой происходила жизнь. Именно поэтому, читая старые книги, бывает трудно определить, с привычной для современного человека календарной точностью, время происхождения тех или иных событий, ибо их описание привязано не месяцам и числам, а к праздникам этого периода: «Хранить до Покрова» или «Приезжал на Пасху, нет, на Крещение».
Праздник – это всегда традиция, а традиции хоть и не важны для духовного развития конкретной личности, но играют первостепенную роль в развитии общества. В том числе и поэтому часто более поздние традиции накладываются на более древние, привнося новые значения в даты, отмечавшиеся людьми и ранее. Примеров преемственности праздников бесчисленное множество – вся христианская праздничная традиция, например, опирается на заимствование из более ранних времён. Есть крашеные яйца и печь куличи на Пасху начали раньше, чем говорить при этом: «Христос воскресе». Древний праздник поклонения огню и воде – Купала (Иванов день) стал в христианские времена Днём Иоанна Крестителя, весьма кстати использовавшим воду для крещения и вещавшим о Христе грядущем, который «станет крестить огнём». Рождество Христово приходится аккурат на старинные Святки и т.д.
Сегодня большинство новых праздников тоже возникают на месте старых. Первое мая, например, тоже испокон веков отмечалось на Руси, задолго до того, как стало «Днём солидарности трудящихся». А ночь на первое мая отмечается и до сих пор во многих странах как «Вальпургиева», время, когда нечистая сила собирается на свой шабаш. В России стали отмечать «День народного единства» 4-го ноября вместо празднования годовщины «Октябрьской революции» 7-го ноября, хотя знаменательность обоих событий нам кажется весьма сомнительной. А в Финляндии уже почти сто лет отмечают 6-го декабря «День независимости» большим президентским балом, на который приглашают самых отличившихся людей года и вручают им в тот же день государственные награды. Декларацию о независимости Финляндии Ленин подписал 31 декабря 1917 года, а вот традиция устраивать бал и награждать отличившихся именно 6-го декабря существовала более ста лет до помилования стране этой независимости. Бал устраивал генерал-губернатор (наместник российского царя в Великом княжестве Финляндском) и назывался он Николаевским (вероятно, в честь праздника Николы зимнего). Есть у нас сомнения и по поводу этого праздника, ибо, не говоря уже об обстоятельствах самого события, с нашей точки зрения, Финляндия утратила свою самостоятельность, вступив в 1995-м году в Европейский союз. Но, по-видимому, как говорят: «осадок остался».
Но к делу, к делу, сегодня нас ожидают забытые праздники конца лета и осени.

ОБЖИНКИ
Вторая половина года бедна на праздничные дни. Ведь ещё всего пару сотен лет назад большинство жителей нашей планеты не занимались профессиональной деятельностью, а делом их жизни был поиск «хлеба насущного». Попросту говоря, они были крестьянами, и расписание праздничных дней было строго привязано к календарю сельскохозяйственных работ. Начало года – период сравнительно легкий для крестьянина, на него и приходится большая часть праздников. Вторая половина года начинается со сбора урожая, а затем нужно успеть распорядиться полученным и сделать заготовки на следующий сезон. Особенно праздновать некогда, хотя и тут без радостных событий не обходилось! Одной из старейших и красивейших традиций славянских народов были празднования начала и окончания жатвы. Точной даты у этих праздников не было, ибо в различных регионах в разные годы сбор урожая приходился не всегда на одни и те же даты. Христианский календарь назначает на последние две недели августа Успенский пост, завершающийся праздником Успения Пресвятой Богородицы. Примерно в это же время происходит и сбор урожая, а воздержание от излишне «тяжёлой» пищи, алкоголя и секса способствуют наилучшей работоспособности. Кстати, в Белоруссии Богоматерь (или Богородицу) называли «Госпожой», а сам пост носил название «госпожинок». В разных местностях России конец жатвы имел различные названия: «спожинки», «оспожинки», «госпожинки» и «опожницы». В летописях же он значится как «госпожин день», а происходит он древнего простонародного слова «спожинать», что значит заканчивать жатву. Вот и здесь традиция древнего крестьянского праздника сложно переплелась с более поздней христианской символикой. За годы Советской власти люди отвыкли праздновать как окончание полевых работ, так и Успение Богородицы, и если православные россияне сегодня пытаются возрождать традиции церковного празднования, то о светском празднике «Госпожин день» или «Обжинки» никто даже и не знает!
Тем не менее, праздник был чрезвычайно красив. В разных местностях его встречали по-разному, однако, были и общие для всех славянских народов черты. С древних времён к этому празднику в деревнях пекли огромный пирог. Пирог был настолько большим, что за ним можно было спрятаться. Тогда дохристианские жрецы становились за пирогом и спрашивали собравшийся народ, видно ли их из-за пирога. Если народ отвечал, что не видно, то жрец изъявлял желание, чтобы и в следующем году пирог был столь же большим. Это было символическим выражением желания лучшего урожая, после чего наступало время пиршества и забав, «в коих умеренность и воздержание считалось стыдом». С приходом христианства пироги перестали печь такими большими, однако, их изготовление из свежего зерна с начинкой из яблок или груш (если они поспели в этом регионе) осталось. Забавы тоже стали более степенными, но никогда «Обжинки» не обходились без пирогов и паляницы, мёда и пива. В некоторых местностях кроме пирогов было принято печь большой каравай. В большинстве местностей по окончании жатвы из последних сжатых колосьев вязали фигуру, похожую на женщину, одевали её в сарафан и кокошник и проносили по деревне. Иногда из сжатых колосьев плели венки, одевая их как на себя, так и украшая ими своё творение. После обильного застолья, где каждый должен был наесться досыта, всю ночь пели и танцевали, водили хороводы. В период жатвы было принято чисто и нарядно одеваться, юноши и девушки соперничали друг с другом белизной своих рубашек и красотой вышивки на них.
В наши дни лишь горстка людей продолжает жить в деревнях, и даже там далеко не все помнят, как проходила жатва. И всё же, не лишним был бы праздник в последние дни августа, когда, вернувшись из отпусков и готовя детей к началу учебного года, люди, одевшись в традиционные русские одежды, угощали бы друг друга пирогами собственного приготовления и поздравляли с «Госпожиным днём». Праздник уместен и сегодня, как символ окончания отпусков и начала долгого и изнурительного учебного или трудового года.
БРАТЧИНЫ
Осень начинается с недели, которая называется «Бабьим летом», хотя в некоторых местностях оно начиналось и со второй недели сентября. «Бабье лето» - не праздник, а время, когда полевые работы в основном закончены, и у мужчин появляется больше свободного времени, в то время как для женщин наступает горячая пора. Они мочат коноплю и лён, сушат, треплют, ткут, сучат нитки, наполняя этими работами ещё по-летнему тёплые дни начала осени. Во время «Бабьего лета», тем не менее, было принято собираться по вечерам, варить пиво и устраивать посиделки. Молодые люди приходили в дома, где девушки пряли и ткали, мешали им работать своими разговорами и шутками, в результате чего самым популярным сезоном свадеб в России была именно осень.
О происхождении самого названия «Бабье лето» единого мнения нет. Может быть, оно произошло как раз от этих женских работ. По другой версии, название связано с тем, что Солнце в это время стоит в созвездии Плеяд, называемом также созвездием Бабы. А может быть, славяне заимствовали его у германцев, которые называли это время года «Мариинской пряжей», «Мариинскими нитями» или «Старым бабьем летом». До Петра I, сместившего начало года на европейский манер на 1 января, год в России начинался 1-го сентября, в Семён день. С этого дня и праздника в большинстве местностей России и начиналось «Бабье лето», которое также называли «Сёминской неделей». Петровская реформа постепенно вытеснила празднование Семёна дня, и самыми значительными праздниками осени стали «Братчины».
В России издревна было принято собираться «всем миром» для решения семейных и общинных дел. Естественно, после обсуждения насущных проблем накрывался стол на собранные вскладчину деньги. Именно эти складчины и получили название «братчин», «братовщины» или «братовщинок» (не путать со сборищами «братков»!). Как правило, на время «Братчин» прекращались раздоры, «водворялось дружество, миролюбие и побратство». Мало-помалу «Братчины» обрели собственную ритуальность и определились в датах. Главных «Братчин» стало две: Михайловская 6-го сентября и Никольская (в честь св. Николы зимнего) 6-го же декабря. В эти дни в церквях служили молебен о ниспослании всяких благ, поселяне ставили общим миром большую свечу, а после отправлялись пировать. После угощения остатки раздавались нищим, а крохи хлеба бросали в воздух, чтобы нечистые духи не портили деревьев и полей.
Конечно, жизнь и здесь должна внести свои коррективы. Нынешних нечистых духов крошками хлеба уже не задобрить (шутка!). Сегодня в деревнях могут собираться в основном лишь немощные старики, которым уже не до угощений, а в городах люди не общаются настолько тесно, чтобы вместе и праздновать. Однако, думаю, из подобной традиции в Америке возникло празднование «Дня благодарения», когда раз в год вместе собирается семья, несколько поколений, для совместной трапезы и обсуждения общих дел. Такого красивого праздника нет в России, хотя место и потребность для него, несомненно, имеются. «Братчины» 6-го декабря могли бы стать, по моему мнению, хорошей традицией, когда в преддверии наступления нового года, россияне собирались бы на большой семейный праздник. Помимо самой идеи праздника, такие собрания могли бы помогать в решении сложных семейных ситуаций и разрешении конфликтов, для чего «Братчины» и существовали на Руси с незапамятных времён.
Восстановление традиций не столь задача государства, сколько его жителей, то есть, нас с вами. От нашей активности и энтузиазма в этом деле зависит, будет ли жизнь в России краше и добрее. Если мы не хотим позаботиться о себе, давайте сделаем это хотя бы для наших детей, которые должны помнить о том, кто они и откуда родом. В современном динамичном мире, где границы между странами становятся всё более прозрачными, это должно им понадобиться. И может, тогда мы сможем спокойно оставить им этот мир.


Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - [щелкните] здесь , чтобы зарегистрироваться