ЧАСТЬ I. ТЕРРИТОРИЯ И НАРОДЫ

Опубликовано в №17 2010 год
Добавлено: вторник 22 февраля 2011
Добавил: Лео Костылев список авторов
категория Архив статей > РОССИЯ. XXI ВЕК.
комментарии: 0

ТЕРРИТОРИЯ (продолжение)

Выше я поделился своими мыслями о том, как использовать территорию Россию и какие выгоды предоставляют её гигантские размеры. Однако, говоря о территории, нельзя не упомянуть и другой не менее важный аспект, а именно геополитический. Россия переписала из Конституции СССР пункт о целостности и неделимости своей территории (ст. 125), но исключила пункт о праве субъектов федерации на самоопределение. В тексте нынешнего Основного закона осталось лишь косвенное упоминание самоопределения, на принципах которого «основано федеративное устройство РФ». После распада СССР Россия приобрела примерно те очертания, которые могут обеспечивать реализацию весьма противоречивых пунктов Конституции. Тем не менее, с моей точки зрения, было бы разумно продолжить совершенствовать свою территорию. Я вижу, по крайней мере, три мероприятия, которые Россия должна предпринять для улучшения своих позиций с помощью территориальных изменений.
Во-первых, на основании части 3 статьи 5-й Конституции РФ о самоопределении как основе федерации, я предлагаю России немедленно отделиться от Северо-Кавказских республик. Это будет правильно со всех точек зрения. Территориально Россия потеряет лишь маленький клочок земли, большинство которого составляют непроходимые для человека и техники горы. Те капли нефти, которые содержаться в недрах этой территории Россия с лихвой восполнит из месторождений, расположенных по всей оставшейся российской земле. Заявления российских властей о важности этой территории именно как источника нефти, по крайней мере, несостоятельны. Сегодня этот регион приносит России сплошные убытки. Две кровопролитные войны и инвестиции в восстановление городов, десятки, если уже не сотни террористических атак на различные города и объекты в России – даже эти два факта могут опрокинуть любые вымыслы о выгодах этой территории для России. Не говоря уже о коррупции (подробнее о ней поговорим в следующей главе «Экономика»). И надежды на то, что ситуация в этом регионе чудесным образом стабилизируется, нет абсолютно никакой. Народы Северо-Кавказских республик воюют уже более двухсот лет, большей частью с Россией, но и между собой тоже. Мира на этой территории было так мало, что война является частью генетического кода рождающихся там детей. Сталин даже пробовал выселять весь чеченский народ в Сибирь, чтобы разрядить обстановку. Но после его смерти чеченцы вернулись в родные края, обжились в них, и снова вступили на тропу войны. У России нет и никогда не найдётся общего языка с народами Северного Кавказа, в прямом и переносном смысле. Успешность любого государства во многом зависит, в частности, и от разумной национальной политики. Россия многонациональная страна, в которой проживают почти две сотни национальностей. Но знает ли кто-нибудь, что, например, 80 из них проживают на территории Дагестана. Во второй части этой главы я более подробно остановлюсь на вопросах национальностей, и тогда станет понятно, почему я считаю это важным. На небольшом клочке земли, окружённом со всех сторон непроходимыми горами, проживает кучка людей, говорящих на множестве языков, имеющих отличные от русских традиции и культуру, поклоняющихся другому Богу, и к тому же чрезвычайно агрессивно настроенных. Нужны ли они России? Проведите референдум, спросите у народа. Хотя ответ понятен и так.
Президент Ельцин сделал много ошибок в годы своего правления. Многие из них уже исправлены, другие не стоило и исправлять – время поправит. Несколько ошибок были судьбоносными. Одной из них была первая чеченская война, вместо которой он должен был просто отпустить чеченцев. Может быть, мои рассуждения покажутся слишком циничными, но вспомним, что произошло после того, как Израиль освободил для палестинцев сектор Газа, выведя оттуда как свои войска, так и жителей. Во имя «освобождения» этой территории арабы почти сорок лет совершали террористические акты, вели военные действия с Израилем, добивались решений международных гуманистических организаций. И вот, всё – жилища и инфраструктура, построенные на израильские деньги достались палестинцам. Воцарился ли там мир и благополучие? Как бы не так! В первый же месяц своего правления на этой территории, арабы стали убивать друг друга. Одни принадлежали к организации Хаммас, тогда как другие были из ФАТХ. Этого им было вполне достаточно для того, чтобы начать воевать друг с другом! Ситуация там весьма похожа на наш Северный Кавказ. Народ так долго воюет, что больше не умеет решать мирным путём никакие, даже самые мелкие проблемы. Когда на узкой горной дороге встречаются кортежи Кадырова и Ямадаева они просто начинают стрелять друг в друга, и не причине разницы в политических взглядах, и даже не по «зову крови» (вендетта), а просто за право первенства на дороге! Я больше чем уверен, что как только России освободится от Северо-Кавказских республик, там начнутся конфликты чеченцев с ингушами, кабардинцев с балкарами, аварцев с даргинцами и т.д. Не говоря уже о конфликтах конфессиональных, как это сегодня происходит в более гомогенных Палестине, Афганистане, Ираке. Так что, отделившись от этой территории, вероятно, Россия не потеряет её навсегда, а лишь на время, необходимое этим народам на самоистребление.
Второй непростительной ошибкой первого президента России я считаю ничем не оправданное дарение Украине Крыма. Лавры Хрущёва его что ли смущали? Крым никогда не был частью Украины (кроме уже помянутого подарка Хрущёва), и на его территории проживает не более 15% жителей украинской национальности. Конечно, если полистать книги по истории, то и для России Крым не является исконной территорией. Однако, количество русской крови, пролитое во время неоднократных завоеваний этой территории, начиная со средневековья таково, что Россия заслужила эту землю гораздо больше, чем Украина. Сегодня основными группами населения в Крыму являются русские (65-70%) и коренные жители этих мест крымские татары (18%). Тем не менее, Россия заключает позорные для себя соглашения о льготных ценах на газ для Украины с целью удержать хотя бы военную базу в Севастополе в своих руках. При этом украинская сторона также считает газовые соглашения позорными для себя, но по другой причине – Россию, по мнению части украинских политиков, надо было гнать из Крыма. По законам Украины русские и татарские дети будут учиться в школе на украинском языке, который не является ни их родным, ни языком, широко распространённым на данной территории. Он всего лишь является государственным языком страны, получившей эту территорию в подарок.
Российская дипломатия, конечно, так же слаба, как и другие органы власти сегодняшней России. И всё же, вместо газовых соглашений, я предлагаю Министерству иностранных дел России разработать план проведения двухсторонних переговоров с Украиной о возвращении Крыма и присоединении его обратно к России. В прошлом веке Российская Федерация дважды дарила Крым Украине, почему бы и Украине не ответить на благородные жесты России таким же благородным жестом уже в веке нынешнем. Пока у власти в Украине находится нынешняя администрация, переговоры имеют шанс на успех. А российские граждане снова смогут наслаждаться крымскими достопримечательностями: дворцами русских царей и знати. А также тёплым морем и хорошими пляжами, за которыми сегодня россияне вынуждены ездить в другие страны. Российские же жители этих мест получат возможность обучать своих детей на том языке, на котором они их воспитывают.
Наконец, третьим и последним территориальным изменением, которое я хотел бы предложить, является возврат (или подарок, кому как угодно это называть) трёх малюсеньких островов в Тихом океане, которые Россия оспаривает с Японией. Совсем недавно Россия громко отмечала 65-летия победы в Великой Отечественной войне. Но многие ли знают (особенно молодое поколение), что Вторая Мировая война, частью которой была и Великая Отечественная, до сих пор продолжается. И именно Россия является одной из воющих сторон. Дело в том, что из-за спора между Россией и Японией, касающегося трёх маленьких островов Курильской гряды, эти страны до сих пор не подписали мирного договора, и, по сути, находятся в состоянии войны. О чём же спор? Если подойти к очень подробной карте России с лупой, то и в неё вряд ли удастся разглядеть те островочки, о которых спорят две державы. А если сравнить площадь этих островков с раскинувшейся рядом, абсолютно пустой и неосвоенной, но принадлежащей России территорией Сибири, то суть спора едва ли останется понятной. Японцы живут на таких же маленьких островках, нагромождая автомобильные и железнодорожные коммуникации уже по крышам собственных жилищ. Япония – одна из самых густонаселённых стран мира, и для них получение дополнительных квадратных километров – дело первостепенной важности. Россия же даже не использует эту территорию, как и не пользуется другими двумя третями собственной территории. С другой стороны, в отношениях России с Японией вопрос об островах является актуальным, и, как можно понять, представляет большое препятствие для развития хороших добрососедских отношений. Стоят ли эти острова хороших отношений со второй экономикой мира? Конечно же, нет! Упорству России в этом вопросе нет разумных объяснений, разве что тупость и недальновидность. Пора закончить Вторую Мировую войну. И это должна сделать Россия.
НАРОДЫ.
Успешность любой страны зависит от народа её населяющего. А одним из главных определяющих признаков нации является языковая общность. Россия – многонациональное государство. Народ, а вернее будет сказать, народы России говорят на 120 языках. В стране проживает 160 национальностей. По сути, получается, что как такового российского народа не существует в природе, есть лишь куча наций, национальностей, народностей и племён избравших более или менее добровольно путь совместного проживания в рамках единой государственной системы. Хорошо это или плохо? Прежде всего, необходимо отметить, что это - данность. Во всём остальном, скорее плохо, нежели хорошо. Государства создаются для ведения совместной хозяйственной жизни. А теперь посмотрим, какие страны являются самыми крупными экономиками мира: США, Япония, Китай, Германия. А до Китая и Японии (в первой половине ХХ века это были Великобритания и Франция). Все крупнейшие экономики являются странами, народы которых говорят на одном языке, в большинстве своём исповедают одну религию, и сформировались как нации уже, по крайней мере, многие столетия назад. Единство языка, таким образом, является не только признаком нации, но и определяющим фактором эффективного экономического развития. Конечно, можно отыскать в мире чрезвычайно отсталые страны, жители которых тоже разговаривают на одном языке, но примеры обратного толка найти будет сложнее. Индонезия, например, расположена в зоне стран, совершивших за последние десятилетия огромный экономический скачок, который, как ни странно, не дал соответствующего импульса для развития этого государства. Вполне вероятно, что одной из причин является та, что население Индонезии говорит на 800(!) языках. Это почти треть всех существующих в мире языков.
Рыночная экономика предлагает новые подходы к решению хозяйственных задач. Если в период колониализма развитые страны получали доходы от использования дешёвой рабочей силы в своих колониях, но нынешняя экономическая модель предполагает использование свободного труда, пусть и недорогого, ибо невольничий труд никогда не будет столь же эффективен, как работа свободного труженика. В связи с изменившейся экономической моделью возникла потребность в использовании техники и технологий, которые предполагают наличие более качественного и углублённого образования. Рабочий, инженер, исследователь, учёный должны не только разговаривать на одном языке, но и уметь понимать друг друга. Ещё ни одной стране не удалось создать внутри единого государства сразу несколько систем образования на разных языках.
Россия вряд ли сможет добиться больших экономических успехов до тех пор, пока её народы говорят на разных языках. Библейский пример Вавилонской башни с высокой точностью описывает результат. Россия, к сожалению, и в этом отношении продолжает придерживаться взглядов, характерных для более ранних экономических формаций, и менее развитых производственных отношений. Я уже упоминал, что многонациональность для России данность. Однако, никто не мешает государству наладить обучение граждан страны на языке подавляющего большинства населения. В России же возможно, например, вообще не знать русского языка, о чём и заявили 3 миллиона россиян во время последней переписи населения в 2002 году. Может быть, не так и много, учитывая общее количество населения, однако, посмею напомнить, что по соседству с Россией имеются страны, общее количество жителей которых не достигает таких цифр, а население Эстонии, например, поместится в этот шестизначный номер дважды! Жеманство в отношении национальных меньшинств уже привело Россию к тому, что в стране говорят на каких угодно языках, но русского толком не знают даже сами русские! Конечно, я понимаю, что языки народов России (как и все остальные) это часть культуры страны, которую нельзя игнорировать. Но давайте взглянем правде в глаза. В данный момент в мире говорят на 2800 языках. Половина их приходится на малоразвитые страны Юго-Восточной Азии (там остались ещё и такие!). Тем не менее, каждый месяц умирает 2 языка. Естественной смертью. В России такая участь грозит больше всех саамскому языку, носителей которого осталось всего 200 человек на Кольском полуострове. Но обучение на этом языке всё ещё ведётся! Ни Финляндия, ни Швеция, ни Норвегия не обучают своих саамов в школах на родном языке, хотя в любой из этих стран саамов в сотни раз больше. Безусловно, язык – культура нации. И если представители той или иной нации желают общаться дома на родном языке, то этого им никто не может запретить делать, но обучение должно проводиться повсеместно лишь на одном языке. Для России этим языком должен быть русский. Любители же культуры, вместо вздохов по умирающим языкам, могли бы вооружиться диктофонами и видеокамерами, и записать для архива речь и песни, танцы и народные костюмы тех народов, которым грозит скорое исчезновение. Таким образом и культура была бы сохранена, и не мешала бы развитию страны. О том, как должно быть организовано обучение русскому языку, я буду писать подробнее в главе, посвященной образованию, здесь же будет достаточно упоминания о том, что это должно быть сделано.
Ещё одним ярким примером влияния языка на развитие страны может быть история Америки. Завоевавшие Северную Америку англоязычные народы загнали местное население в резервации, полностью подчинили их своей воле, и проводили экономическую политику, не принимая в расчёт интересы коренных жителей. Я не одобряю их действий, но просто привожу факты из истории. В Южной Америке испанцы проводили более мягкую политику в отношении коренных народов, частично ассимилировались с местным населением, и продолжают жить совместно, мало ограничивая коренных жителей в правах. Результат – отставание Южной Америки в экономическом развитии от Северной примерно на сто лет! Россия идёт путём Южной Америки, причём в данное время даже не путём Бразилии, а скорее Венесуэлы.
Однако менять необходимо не только систему обучения русскому языку. Язык, в любом случае, инструмент. Важный и необходимый, он служит всё же лишь для того, чтобы получать дополнительные знания и навыки. Эффективность любой системы образования напрямую зависит от того, насколько учащиеся способны воспринимать информацию, им преподаваемую. Поэтому вся система образования должна измениться. Как? Поговорим позже в главе «Образование». Но лишь кардинальное изменение системы обучения, начиная с начальной школы, способно возродить нацию.
Вторым больным вопросом национального строительства в России является, безусловно, демографический вопрос. Количество жителей в России, как и во многих европейских странах, ежегодно уменьшается. Но и это лишь часть проблемы. Вторая её часть может стать уже в ближайшие годы для России одной из самых животрепещущих проблем! Население стареет. Несмотря на то, что показатель ожидаемой продолжительности жизни в России (58 лет для мужчин и 72 года женщин) один из самых низких в мире, рождается всё равно недостаточно детей. Это означает, что соотношение между количеством работающих и количеством пенсионеров будет расти в сторону последних. Россия и так не может похвастаться хорошим уходом за стариками, но если их число будет расти в отношении к количеству работающих, то ситуация будет становиться только хуже. Проблема пополнения трудовых ресурсов имеет простое решение – трудовая миграция, но и этот путь для России не совсем безопасен. В России и сегодня рождается меньше русских, чем представителей других национальностей, а если пополнять трудовые ресурсы за счёт иностранцев, то процент русских в России будет продолжать снижаться. Надеюсь, читатели не усмотрят в моих рассуждениях расизма. Я не выступаю против каких-либо наций в защиту каких-либо других. Просто я пытаюсь определить пути и возможности гармоничного развития всех наций, из которых наибольшую озабоченность вызывает именно нация русская.
Более консервативно настроенные люди предлагают решать демографический вопрос, в частности, путём запрещения абортов. В России, не сравнивая даже с другими странами, делается больше абортов (2 млн. в год), чем рождается детей (1,5 млн. в год). Я не сторонник запрещений вообще. Примеров того, когда запрещение чего-либо приводило к обратному эффекту тьма-тьмущая. Взять хотя бы пример «сухого закона» в Финляндии. Закон был принят в начале двадцатых и отменён в середине тридцатых годов. За это десять с небольшим лет в стране появилась организованная преступность, количество убийств возросло в десять раз, а количество выпиваемого алкоголя в полтора раза. Тюрьмы страны наполнились мелкими преступниками, деяния которых были напрямую связаны с «сухим законом» - самогонщики, содержатели подпольных распивочных, мелкие бутлегеры и т.п. Про Америку с этой же инициативой я вообще молчу! Однако некоторые ограничения по части абортов могут оказаться не лишними. Начинать же необходимо, прежде всего, опять со школы. Мои последние сведения о школе слегка устарели, но не думаю, что там произошли значительные изменения в этой области. В школе необходимо ввести обязательный курс полового воспитания. В наши дни дети начинают заниматься сексом с 12 лет, когда голова ещё к этому не готова. Поэтому и обучение необходимо проводить для детей этого возраста. Грамотно разъяснив детям опасности, обучив их элементарной безопасности, страна уже лишится части детских абортов, которые не только влияют на физическое здоровье подрастающих матерей, но и на их психику.
Россия вернула православной церкви право быть не только основной религией на территории государства, но и быть основой идеологического воспитания россиян. По-видимому, наполненная за советские годы работниками КГБ, церковь уже двадцать лет пытается воспользоваться предоставленной государством свободой, но не может. Патриархи утеряли веру сами, и естественно, не в состоянии влиять на других. Вся их миссия ограничивается службами для тех, кто сам выбрал путь веры для себя. С этого года в школах введён предмет, касающийся идеологического воспитания подрастающего поколения – «История религий», однако, школа не место для воспитания, на мой взгляд, а место обучения, да и название предмета свидетельствует о его познавательной направленности, а не воспитательной. Воспитание же должно осуществляться в семье, и если семья религиозная, то и подросток будет воспринимать духовные ценности христианской морали из самого доверительного источника. Таким образом может быть уничтожена ещё некоторая часть нежелательных прерываний беременности.
Наконец, возвращаясь к ограничениям, я бы криминализировал аборты, сделанные совершеннолетним здоровым матерям. Причём наказание назначал бы не женщине, решившейся на операцию, а врачу. И не лишал бы его свободы, а лишь возможности продолжать работать по специальности. Конечно, Россия уже дожила до такого цинизма, что за деньги все желающие сделать аборт или их плоды вдруг стали бы больными, однако, если эта мера остановит хоть какое-либо количество женщин или врачей, то это уже будет большой победой. В конце концов, самым главным лекарством от коррупции является не страх наказания и не увеличение зарплат, как это ошибочно считается в России, а именно повышение культурного и образовательного уровня народа. И, конечно, святое соблюдение его прав и свобод. Только тогда у людей может возникнуть чувство собственного достоинства, достаточное для того, чтобы не брать взятки не потому, что зарплата маленькая, а потому, что стыдно.
Но не только мерами по стимуляции повышения рождаемости Россия может и должна решать свои демографические проблемы. Рождаемость, сама по себе, не гарантирует того, что все «произведённые» в России дети захотят прожить в стране всю жизнь. Начавшаяся вместе с распадом СССР «утечка умов», то есть эмиграция учёных и наиболее талантливых представителей нации, на сегодняшний день составляет цифру в 200 тысяч человек ежегодно. Это намного меньше, чем уезжает, например, из Великобритании или Германии, но и проблемы России в области науки имеют совершенно иные размеры. И тенденции к сокращению утечки не предвидится, наоборот, если раньше, практически, единственным местом эмиграции учёных были США, то сегодня география расширяется за счёт стран Юго-Восточной Азии, где предлагаются не менее интересные условия труда и оплаты.
Не стоит забывать и о том, что ещё более значительную цифру составляют те, кто приезжают в Россию, то есть иммигранты. Но если из России утекают умы, то сюда перемещаются люди из ещё менее благополучных, чем Россия стран – Армении, Узбекистана, Афганистана и т.п. Даже оформив официально своё пребывание в России, эти люди не могут претендовать на высокие должности и большие зарплаты. Поэтому, они пополняют ряды водителей транспорта, дворников, строительных и прочих подсобных рабочих. Безусловно, что и эти специальности также необходимы для нормального функционирования и жизнедеятельности страны, но если сопоставить качество потоков на вход и на выход, то картина получится совсем не радостной. На каждого выехавшего учёного придётся по два-три въехавших подсобных рабочих.
Обсуждать, что предпринимает в этом плане российское правительство, я не буду, так же, как не анализирую в этой работе и других их действий, ибо все их потуги настолько жалки и бездарны, что просто не заслуживают хоть сколько-нибудь серьёзного внимания. Понятно, что положение смогут изменить только те, кто придут к власти после них. Если на это хватит их политической воли. Проблема утечки умов многогранна и не решается простым повышением уровня зарплат и улучшением условий проживания. Основными «донорами» утечки, как видим из текста выше, являются страны с развитой экономикой, нормальными условиями существования и уровнем зарплат. Что же должна делать страна, чтобы умы не покидали её? Прежде всего, поставить перед учёными такие задачи, решение которых могло бы их заинтересовать. На той стадии экономического развития, где сегодня находится Россия, ни одна страна не желала и не имела возможности инвестировать значительные деньги в фундаментальную науку. Поэтому, например, Эйнштейн оказался физиком-фундаменталистом. Изучать прикладные науки евреев в те времена не допускали, но именно выпускники этих факультетов имели возможность найти хорошую работу после окончания университетов. Прикладных учёных нанимал и содержал бизнес, государство лишь не мешало бизнесу развиваться. В России есть отрасли, наукоёмкость которых весьма высока: металлургия, энергетика, пищевая промышленность. Роль государства в этой работе – сформировать потребность и создать условия бизнесу для получения дополнительных прибылей не просто от увеличения количества добычи или выплавки чего-либо, а от применения новых технологий и изделий, разработанных собственными учёными. Когда эта работа будет успешно проделана, найдутся деньги и на финансирование фундаментальных исследований.


Продолжение следует. В следующем номере читайте: Часть II. Экономика.


Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - [щелкните] здесь , чтобы зарегистрироваться