TOTUS MUNDUS AGIT HISTRIONEM*

Опубликовано в №5 2007 год
Добавлено: Вторник 22 Февраль 2011
Добавил: Лео Костылев список авторов печатать элемент каталога создать pdf-файл  элемент каталога
категория Архив статей > Редакционные материалы
комментарии: 0

«Время идей прошло, наступило
время фактов и поступков»
М.А. Бакунин

«Весь мир - театр» - восклицает персонаж не самой популярной комедии Шекспира. Красиво сказано! Но дальше старина Билл засеменил, замельчил и почти растаял на фоне такого грандиозного начала. И вправду, мир – театр, и чем дальше, тем он больше театр абсурда.
Десять лет назад, впервые посмотрев «Матрицу», я был удивлён изощрённостью идеи в основе сценария. Сейчас, через десять лет, «матрица» кажется почти реальностью, и гораздо больше удивляет теперь, что тогда мысль эта казалась такой неудобоваримой! «Миром спектакля» назвал современное общество французский мыслитель Ги Дебор. И мы действительно живём в театре, где на сцене экономической жизни разворачиваются события, разыгрываемые актёрами-правителями, а мы, зрители, допущены лишь наблюдать эти события и по знаку кого-то вовремя аплодировать происходящему на сцене. «Беспрестанное накопление образов дает зрителю ощущение того, что все позволено, но в то же время внушает уверенность, что ничего не возможно. На все смотрите, но ничего не трогайте. Современный мир становится музеем, где главным охранником служит сама пассивность посетителей», - так выражает это Дебор.
Главное достижение современной рыночной экономики – полная отоваризация жизни. Постепенное наступление рыночной философии победило все остальные формы мысли и существования. Если ещё в средние века у людей существовала альтернатива, то в наше время, нам отведена лишь маленькая роль одного из товаров ассортимента этой жизни. В товар превращено всё, что только можно себе представить. Вера и религия из морального кодекса превратились в товар, продаваемый церковью. Однако, в условиях перепроизводства товаров, религия оказалась в Европе товаром не самым популярным, и поэтому его продаётся всё меньше. Аудитории ток-шоу и поп-концертов уже никогда не смогут сравниться по популярности с церковью. Ни один представитель христианского Бога на Земле никогда не уйдёт по равной цене с хорошим хоккеистом или популярным певцом.
Что уж говорить о политических партиях? Позаимствовав у церкви способ влияния на массы через идеи, к сегодняшнему дню не найдётся ни одной партии, которая бы продолжала идеологическую работу. В партии вступают и выходят из них не по причине идейных соображений или схожести точек зрения, но лишь для приобретения больших возможностей для продвижения в политике. Кому нужны идеи? Идеи умерли. На их место пришёл товар.
В семидесятые годы творческие работники спорили о роли телевидения. Является ли телевизор источником информации или частью искусства. Больше никто не спорит, ибо современное телевидение не является ни тем, ни другим. Оно стало временной заставкой на период антрактов актёров «театра жизни». «Фабрикой грёз» назвал себя Голливуд в начале двадцатого века, «фабрикой иллюзий» должно наречь себя телевидение.
Но если идеи нет, то нет и идеалов. Почти одновременно с Бакуниным, Ницше написал о смерти Богов. Идеалы сменили идолы, ибо в товарном обществе могут существовать только они. Почитание сменилось поклонением, уважение заменила покорность. Единственным мерилом ценности стали деньги, как эквивалент товара.
Был ли у России иной выход? Крах коммунистических идеалов, возврат к рыночной экономике – это лишь мелкие ступеньки одной и той же длинной лестницы. И если Россия оступилась на одной ступеньке на 80 лет, то это не значит, что она шла другим путём. Просто в театре, под названием Россия, поставили новые декорации и сменили одних актёров другими. Для зрительного зала ничего не менялось. Плата за билет на представление оставалась прежней все годы – одна жизнь за одно сидячее место.

*TOTUS MUNDUS AGIT HISTRIONEM (лат.) — Весь мир играет (комедию), весь мир — актеры.
Надпись на фронтоне театра «Глобус», в котором выступала труппа Шекспира, ставились его пьесы. Выражение восходит к Петронию Арбитру (Mundus universus exercet histrioniam), цитируется англо-французским богословом и схоластиком Иоанном Солисберийским (лат. Johannes Saresberiensis) (1115/1120?, Солисбери — 1180) — в сочинении «Поликратик» («Policraticus sive de nugis curialium») (III, 8).

Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - [щелкните] здесь , чтобы зарегистрироваться